top of page

КАРЛ ЮНГ

 

 

КА́РЛ ГУ́СТАВ ЮНГ (НЕМ. CARL GUSTAV JUNG (26 ИЮЛЯ 1875, КЕСВИЛЬ, ТУРГАУ, ШВЕЙЦАРИЯ — 6 ИЮНЯ 1961, КЮСНАХТ, ЦЮРИХ, ШВЕЙЦАРИЯ) — ШВЕЙЦАРСКИЙ ПСИХИАТР, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА, ОСНОВОПОЛОЖНИК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ, АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЗАДАЧЕЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮНГ СЧИТАЛ ТОЛКОВАНИЕ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ПАЦИЕНТОВ. ЮНГ РАЗВИЛ УЧЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ, В ОБРАЗАХ (АРХЕТИПАХ) КОТОРОГО ВИДЕЛ ИСТОЧНИК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СИМВОЛИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МИФОВ И СНОВИДЕНИЙ («МЕТАМОРФОЗЫ И СИМВОЛЫ ЛИБИДО»). ЦЕЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ, ПО ЮНГУ, ЭТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ТАКЖЕ ПОЛУЧИЛА ИЗВЕСТНОСТЬ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ ЮНГА, РАЗДЕЛЯЕМЫХ ПО УСТАНОВКЕ (ЭКСТРАВЕРТНЫЕ И ИНТРОВЕРТНЫЕ) И ПО СОЧЕТАНИЮ ФУНКЦИЙ (МЫШЛЕНИЯ, ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ И ИНТУИЦИИ).

 

ЮНГ РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ ПАСТОРА ШВЕЙЦАРСКОЙ РЕФОРМАТОРСКОЙ ЦЕРКВИ В КЕСВИЛЕ В ШВЕЙЦАРИИ. ДЕД И ПРАДЕД СО СТОРОНЫ ОТЦА БЫЛИ ВРАЧАМИ. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ ЗАКОНЧИЛ МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УНИВЕРСИТЕТА В БАЗЕЛЕ. С 1900 ПО 1906 ГОД РАБОТАЛ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ В ЦЮРИХЕ В КАЧЕСТВЕ АССИСТЕНТА ИЗВЕСТНОГО ПСИХИАТРА Э. БЛЕЙЛЕРА. В 1909—1913 ГОДАХ СОТРУДНИЧАЛ С ЗИГМУНДОМ ФРЕЙДОМ, ИГРАЛ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ: БЫЛ ПЕРВЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, РЕДАКТОРОМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА, ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ. В 1907—1910 ГОДАХ ЮНГА В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ПОСЕЩАЛИ МОСКОВСКИЕ ПСИХИАТРЫ МИХАИЛ АСАТИАНИ, НИКОЛАЙ ОСИПОВ И АЛЕКСЕЙ ПЕВНИЦКИЙ.

 

В 1911 ГОДУ ЮНГ ВЫШЕЛ ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ И ОТКАЗАЛСЯ ОТ ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИЗА В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ. ОН РАЗРАБОТАЛ СОБСТВЕННУЮ ТЕОРИЮ И ТЕРАПИЮ, НАЗВАННУЮ ИМ «АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ». СВОИМИ ИДЕЯМИ ОН ОКАЗАЛ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НЕ ТОЛЬКО НА ПСИХИАТРИЮ И ПСИХОЛОГИЮ, НО И НА АНТРОПОЛОГИЮ, ЭТНОЛОГИЮ, КУЛЬТУРОЛОГИЮ, СРАВНИТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ РЕЛИГИИ, ПЕДАГОГИКУ, ЛИТЕРАТУРУ.

 

В СВОИХ ТРУДАХ ЮНГ ОХВАТИЛ ШИРОКИЙ СПЕКТР ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ДЛЯ ПСИХОАНАЛИЗА ВОПРОСОВ ТЕРАПИИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ДО ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЛИСЬ ИМ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОБСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХИКЕ И УЧЕНИЯ ОБ АРХЕТИПАХ.

 

В 1922 ГОДУ ЮНГ ПРИОБРЕЛ ПОМЕСТЬЕ В БОЛЛИНГЕНЕ НА БЕРЕГУ ЦЮРИХСКОГО ОЗЕРА (НЕПОДАЛЕКУ ОТ СВОЕГО ДОМА В КЮСНАХТЕ) И НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ СТРОИЛ ТАМ ТАК НАЗЫВАЕМУЮ БАШНЮ (НЕМ. TURM). ИМЕЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ВИД ПРИМИТИВНОГО КРУГЛОГО КАМЕННОГО ЖИЛИЩА, ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ ДОСТРОЙКИ К 1956 ГОДУ БАШНЯ ПРИОБРЕЛА ВИД НЕБОЛЬШОГО ЗАМКА С ДВУМЯ БАШНЯМИ, КАБИНЕТОМ, ОГОРОЖЕННЫМ ДВОРОМ И ПРИЧАЛОМ ДЛЯ ЛОДОК. В МЕМУАРАХ ЮНГ ОПИСЫВАЛ ПРОЦЕСС СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ВОПЛОЩЕННОЕ В КАМНЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПСИХИКИ.

 

В 1935 ГОДУ ЮНГ БЫЛ НАЗНАЧЕН ПРОФЕССОРОМ ПСИХОЛОГИИ ШВЕЙЦАРСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ЦЮРИХЕ. ТОГДА ЖЕ ОН СТАЛ ОСНОВАТЕЛЕМ И ПРЕЗИДЕНТОМ ШВЕЙЦАРСКОГО ОБЩЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

С 1933 ПО 1942 ВНОВЬ ПРЕПОДАВАЛ В ЦЮРИХЕ, А С 1944 — В БАЗЕЛЕ. С 1933 ПО 1939 ГОД ИЗДАВАЛ «ЖУРНАЛ ПО ПСИХОТЕРАПИИ И СМЕЖНЫМ ОБЛАСТЯМ» («ZENTRALBLATT FÜR PSYCHOTHERAPIE UND IHRE GRENZGEBIETE»), КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЛ НАЦИОНАЛЬНУЮ И ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ НАЦИСТОВ ПО ОЧИЩЕНИЮ РАСЫ, А ВЫДЕРЖКИ ИЗ «MEIN KAMPF» СТАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРОЛОГОМ К ЛЮБОЙ ПУБЛИКАЦИИ. ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЮНГ ОТКРЕЩИВАЛСЯ ОТ РЕДАКТИРОВАНИЯ ЭТОГО ЖУРНАЛА, ОБЪЯСНЯЯ СВОЮ ЛОЯЛЬНОСТЬ ГИТЛЕРУ ТРЕБОВАНИЯМИ ВРЕМЕНИ. В ИНТЕРВЬЮ КАРОЛЬ БУАМАН 1948 ГОДА В КАЧЕСТВЕ ОПРАВДАНИЯ СВОЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С НАЦИСТСКИМ РЕЖИМОМ ЮНГ НЕ НАХОДИТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ КАК ЗАЯВИТЬ, ЧТО «СРЕДИ ЕГО КОЛЛЕГ, ЗНАКОМЫХ И ПАЦИЕНТОВ В ПЕРИОД С 1933 ПО 1945 БЫЛО МНОГО ЕВРЕЕВ». ХОТЯ И ТОГДА И СЕЙЧАС РЯД ИСТОРИКОВ УПРЕКАЮТ ЮНГА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НАЦИСТСКИМ РЕЖИМОМ, ОН НИКОГДА НЕ БЫЛ ОСУЖДЁН ОФИЦИАЛЬНО И, В ОТЛИЧИЕ ОТ ХАЙДЕГГЕРА, ЕМУ БЫЛО РАЗРЕШЕНО ПРОДОЛЖИТЬ ПРЕПОДАВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ.

 

СРЕДИ ПУБЛИКАЦИЙ ЮНГА ЭТОГО ПЕРИОДА: «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ» («DIE BEZIEHUNGEN ZWISCHEN DEM ICH UND DEM UNBEWUSSTEN», 1928), «ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ» («PSYCHOLOGIE UND RELIGION», 1940), «ПСИХОЛОГИЯ И ВОСПИТАНИЕ» («PSYCHOLOGIE UND ERZIEHUNG», 1946), «ОБРАЗЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО» («GESTALTUNGEN DES UNBEWUSSTEN», 1950), СИМВОЛИКА ДУХА («SYMBOLIK DES GEISTES», 1953), «ОБ ИСТОКАХ СОЗНАНИЯ» («VON DEN WURZELN DES BEWUSSTSEINS», 1954).

 

В АПРЕЛЕ 1948 ГОДА В ЦЮРИХЕ БЫЛ ОРГАНИЗОВАН ИНСТИТУТ К.Г. ЮНГА. ИНСТИТУТ ВЁЛ ПОДГОТОВКУ НА НЕМЕЦКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ. СТОРОННИКИ ЕГО МЕТОДА СОЗДАЛИ ОБЩЕСТВО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В АНГЛИИ И ПОДОБНЫЕ ОБЩЕСТВА В США (НЬЮ-ЙОРКЕ, САН-ФРАНЦИСКО И ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ), А ТАКЖЕ В РЯДЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН.

 

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ УМЕР В СВОЁМ ДОМЕ 6 ИЮНЯ 1961 В КЮСНАХТЕ. ПОХОРОНЕН НА КЛАДБИЩЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ ГОРОДА.

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЮНГ РАЗВИВАЛ ГИПОТЕЗУ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ МЫШЛЕНИЕ ПРЕВАЛИРОВАЛО НАД ЧУВСТВОМ У МУЖЧИН, А ЧУВСТВО ИМЕЛО БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ПРИОРИТЕТ ПО СРАВНЕНИЮ С МЫШЛЕНИЕМ СРЕДИ ЖЕНЩИН. ВПОСЛЕДСТВИИ ЮНГ ОТ ЭТОЙ ГИПОТЕЗЫ ОТКАЗАЛСЯ.

 

ЮНГ ОТРИЦАЛ ИДЕИ, СОГЛАСНО КОТОРЫМ ЛИЧНОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ ДЕТЕРМИНИРОВАНА ЕЁ ОПЫТОМ, ОБУЧЕНИЕМ И ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОН СЧИТАЛ, ЧТО КАЖДЫЙ ИНДИВИД ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ С «ЦЕЛОСТНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ ЭСКИЗОМ … ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ПОТЕНЦИИ С САМОГО РОЖДЕНИЯ». И ЧТО «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ВОВСЕ НЕ ДАРУЕТ ЛИЧНОСТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЮ СТАТЬ, НО ЛИШЬ ВЫЯВЛЯЕТ ТО, ЧТО УЖЕ БЫЛО В НЕЙ ЗАЛОЖЕНО», ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ПСИХОАНАЛИЗА. ВМЕСТЕ С ТЕМ ЮНГ ВЫДЕЛЯЛ НЕСКОЛЬКО УРОВНЕЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, СЕМЕЙНОЕ, ГРУППОВОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, РАСОВОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, КОТОРОЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ВРЕМЁН И КУЛЬТУР АРХЕТИПЫ.

 

ЮНГ ПОЛАГАЛ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ОПРЕДЕЛЁННАЯ НАСЛЕДУЕМАЯ СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО, РАЗВИВАВШАЯСЯ СОТНИ ТЫСЯЧ ЛЕТ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ПЕРЕЖИВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НАШ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ. И ЭТА ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ВЫРАЖЕНА В ТОМ, ЧТО ЮНГ НАЗВАЛ АРХЕТИПАМИ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА НАШИ МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ПОСТУПКИ.

 

ЮНГ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ АССОЦИАТИВНОГО ТЕСТА, В ХОДЕ КОТОРОГО ИСПЫТУЕМОМУ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ РЯД СЛОВ И АНАЛИЗИРУЮТ СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ПРИ НАЗЫВАНИИ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ К ЭТИМ СЛОВАМ. АНАЛИЗИРУЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЮНГ ПРЕДПОЛОЖИЛ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ СФЕРЫ ОПЫТА У ЧЕЛОВЕКА ПРИОБРЕТАЮТ АВТОНОМНЫЙ ХАРАКТЕР И НЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ СОЗНАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ. ЭТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗАРЯЖЕННЫЕ ЧАСТИ ОПЫТА ЮНГ НАЗВАЛ КОМПЛЕКСАМИ. В ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА, ПО ЕГО ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ, ВСЕГДА МОЖЕТ БЫТЬ ОБНАРУЖЕНО АРХЕТИПИЧЕСКОЕ ЯДРО.

 

ЮНГ ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО ЧАСТЬ КОМПЛЕКСОВ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ. КАК ПРАВИЛО, ЭТО МОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ЦЕЛИКОМ ПРОИСТЕКАЮЩИЙ ИЗ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЛНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СУЩНОСТИ СУБЪЕКТА. НО ДОПОДЛИННО ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСОВ НЕИЗВЕСТНА. ОБРАЗНО, ТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ ОТКАЛЫВАЮТ ОТ ЭГО-КОМПЛЕКСА КУСОЧКИ, УХОДЯЩИЕ ГЛУБОКО В ПОДСОЗНАНИЕ И ПРИОБРЕТАЮЩИЕ ДАЛЕЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ АВТОНОМИЮ. УПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С КОМПЛЕКСОМ, УСИЛИВАЕТ ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОСОЗНАВАНИЮ КОМПЛЕКСА. КОМПЛЕКСЫ ПЫТАЮТСЯ ПРОНИКНУТЬ В СОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ СНОВИДЕНИЯ, ТЕЛЕСНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ, ПАТТЕРНЫ ОТНОШЕНИЙ, СОДЕРЖАНИЕ БРЕДА ИЛИ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ В ПСИХОЗЕ, ПРЕВОСХОДЯ НАШИ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ (СОЗНАТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ). ПРИ НЕВРОЗЕ ГРАНЬ, РАЗДЕЛЯЮЩАЯ СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЕЩЁ СОХРАННА, НО ИСТОНЧЕНА, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ КОМПЛЕКСАМ НАПОМИНАТЬ О СВОЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ, О ГЛУБОКОМ МОТИВАЦИОННОМ РАСКОЛЕ ЛИЧНОСТИ.

 

ЛЕЧЕНИЕ ПО ЮНГУ ИДЕТ ПО ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ, А НЕ ПРОСТО КАК ПРОРАБОТКА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПО ФРЕЙДУ. КОМПЛЕКСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ КАК ОСКОЛКИ ПОСЛЕ УДАРОВ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ, НЕСУТ НЕ ТОЛЬКО НОЧНЫЕ КОШМАРЫ, ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ЗАБЫВАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ, НО И ЯВЛЯЮТСЯ ПРОВОДНИКАМИ ТВОРЧЕСТВА. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОБЪЕДИНИТЬ ИХ МОЖНО ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ («АКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ») — СВОЕГО РОДА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ЕГО ЧЕРТАМИ, НЕСОВМЕСТИМЫМИ С ЕГО СОЗНАНИЕМ В ДРУГИХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ В СОДЕРЖАНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ИХ КОНЕЧНОГО СРАЩИВАНИЯ НЕ ПРОИСХОДИТ. ВМЕСТО ЭТОГО ПРОИСХОДИТ ПОЯВЛЕНИЕ «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ», ДЕЛАЮЩЕЙ ПЕРЕХОД ОТ ОДНОЙ УСТАНОВКИ К ДРУГОЙ ОРГАНИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫМ БЕЗ УТРАТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. ЕЁ ПОЯВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКО АФФЕКТИВНЫМ СОБЫТИЕМ — ОБРЕТЕНИЕМ НОВОЙ УСТАНОВКИ.

 

bottom of page