top of page

Альфред Адлер

 

 

 

Альфред А́длер (7 февраля 1870, рудольфсхайм, вена, австро-венгрия — 28 мая 1937, абердин, шотландия, великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания

и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества. В детстве адлер несколько раз был близок к смерти. Когда альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории адлер решил стать врачом.

 

В юности адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет адлер поступил в венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену раису, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу фрейда «толкование сновидений». Хотя фрейд раньше не был знаком с адлером, он был глубоко тронут смелой защитой адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку фрейда. Тем не менее адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство. В 1907 году адлер опубликовал книгу «исследование неполноценности органов» (studie ber die minderwertigkeit von organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году адлер был избран президентом венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между фрейдом и адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к юнгу называвший адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал фрейд юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, вильгельму флису, и назвал адлера «маленьким рецидивом флиса». Он даже признался юнгу, что его так расстраивает ссора с адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с флисом». 8 февраля 1911 года на очередном собрании венского психоаналитического общества фрейд подверг резкой критике взгляды адлера. В ответ адлер и вице-президент штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов адлера, сложили с себя полномочия. В июне адлер покинул венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме юнгу писал об этом событии: «я очень рад что наконец-то избавился от банды адлера». По решению фрейда между членами венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой адлера» не допускалось контактов.

Популярно мнение, согласно которому а.адлер являлся учеником з.фрейда. Однако, согласно г.элленбергеру: "вопреки распространенному мнению, ни адлер, ни юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути («psychoanalytic deviant»), и их системы не вносят «искажения» в психоанализ. У обоих еще до встречи с фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга."  об этом же говорят р. Фрейджер и д. Фэйдимен: "адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни «учеником» фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу."

В 1912 году адлер опубликовал работу «о нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году адлер основал «журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван первой мировой войной. В течение двух лет адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в голландии и германии, затем — в сша, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — «journal of individual psychology»).

В 1926 году адлер получил приглашение занять должность профессора колумбийского университета в нью-йорке. В 1928 году он побывал в сша, где читал лекции в новой школе социальных исследований в нью-йорке. Став сотрудником колумбийского университета, адлер проводил в вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи адлера в германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году оскаром шпилем и ф.бирнбаумом, была закрыта после аншлюса австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году адлер окончательно переезжает в сша. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях запада. 28 мая 1937 года, приехав в абердин (шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в абердине.

Двое из четверых детей адлера, александра и курт, стали, как и отец, психиатрами.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (наполеон, а. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности адлера является «практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «невротическая конституция», «смысл жизни», «постижение человеческой природы», «наука жизни», «социальный интерес: вызов человечеству», «образ жизни».

 

 

bottom of page